slide slide slide slide
logo

Центр изучения Исламской республики Иран СПбГУ “Collegium Iranicum”

Большую роль в общественно-политической жизни Ирана играло и продолжает играть шиитское духовенство, под руководством которого в 1979 г. была свергнута иранская монархия и установлена Исламская республика. Успех исламской революции во многом был обусловлен высокой организованностью и многочисленностью иранского духовенства, его тесными связями с традиционными торгово-предпринимательскими слоями, а также личной харизмой аятоллы Хомейни.

Основные черты современного политического процесса в ИРИ были сформированы еще в период правления аятоллы Хомейни (1979–1989 гг.), когда четко обозначилась тенденция к полной исламизации всех сфер жизнедеятельности иранского общества. Эта тенденция проявилась в создании специфической формы правления, предполагающей контроль над выборными и законотворческими процедурами со стороны религиозных институтов власти. В соответствии с Конституцией ИРИ, был образован Охранный совет, состоящий из 6 представителей духовенства, назначаемых Верховным лидером (рахбаром), и 6 юристов, назначаемых Меджлисом (парламентом). Данный орган осуществляет проверку законопроектов Меджлиса на их соответствие исламским нормам и Конституции, а также утверждает кандидатов в президенты, депутаты Меджлиса и члены Совета экспертов.

В 1980-е гг. также проявилась тенденция к постепенному удалению от управления страной оппонентов политической линии сторонников Хомейни. В 1983 г. в Иране были запрещены все партии и группировки, позиции которых признавались не соответствующими официальной идеологии ИРИ, а многие их деятели были арестованы. Сохранившая легальный статус Партия Исламской Республики в 1987 г. распалась на несколько идеологически разнонаправленных группировок, которые через несколько лет трансформировались в самостоятельные партийные организации и стали принимать активное участие в политической жизни Ирана. Часть правящей духовной элиты во главе с аятоллой Монтазери также была отстранена от управления страной. Многие сторонники Монтазери были арестованы, а он сам оставался в оппозиции к власти до своей смерти в декабре 2009 г. В начале 1980-х гг. леворадикальные организации, включая Организацию моджахедов иранского народа (ОМИН), активизировали свою террористическую деятельность, в результате которой погибли второй президент ИРИ А. Раджаи, председатель Верховного суда аятолла Бехешти, несколько министров и десятки депутатов Меджлиса. Деятельность экстремистских организаций, а также осложнение ситуации на окраинах страны в первые годы после исламской революции привели к усилению репрессивного аппарата, росту силовых тенденций и ограничению политических свобод.

После кончины Имама Хомейни в 1989 г. Верховным лидером стал Али Хаменеи. При его правлении в политической жизни Ирана не произошло каких-либо серьезных изменений, за исключением резкого усиления конкуренции между различными партиями и кандидатами в президенты. Роль президента в иранской политической системе значительно выросла вследствие упразднения поста премьер-министра. В полномочия президента вошли руководство исполнительной властью во главе правительства, разработка и реализация планов экономического, политического, социального, культурного развития страны, а также подписание международных договоров и соглашений. Внутриполитические процессы стали во многом определяться победой той или иной коалиции на выборах в парламент и того или иного кандидата на выборах в президенты. Основные иранские политические партии и группы, участвующие в политическом процессе ИРИ, можно условно разделить на «правые» (правоконсервативные), центристские и «левые» (реформаторские). В 1989–1997 гг. президентом Ирана был центрист Али Акбар Хашеми-Рафсанджани. При нем в Иране наблюдалась политическая либерализация, значительно активизировалась партийная борьба. При реформаторе Мохаммаде Хатами (1997–2005 гг.) процесс либерализации ускорился и одновременно началось активное внешнеполитическое взаимодействие с США и Европой. На парламентских выборах 2000 г. убедительную победу одержали реформаторы. В результате Хатами встретил серьезное сопротивление со стороны религиозных органов власти, которые выступали против его политики преобразований. В 2005–2013 гг. на посту президента находился радикальный консерватор Махмуд Ахмадинежад, который прервал процесс либерализации и начал возрождать консервативные тенденции и идеи во внутренней политике, а во внешней перешел к открытой конфронтации с Западом. С 2004 г. в парламенте стали доминировать консерваторы. В 2009 г. кандидаты от проигравшей на президентских выборах оппозиции начали массовые протесты, которые потерпели полное поражение. В 2013–2021 гг. президентский пост занимал центрист Хасан Рухани, который потратил много сил на улучшение отношений с Западом, в результате чего на некоторое время (2015–2017 гг.) с Ирана были сняты основные экономические санкции, однако затем они были возвращены и даже усилены администрацией Д. Трампа. Внутриполитическая жизнь несколько оживилась после победы коалиции «Список надежды», где ведущую роль играли центристы, на парламентских выборах в 2016 г. Однако уже в 2020 г. большинство мест в парламенте вновь заняли консерваторы. После вступления в должность президента Эбрахима Раиси в августе 2021 г. в стране вновь резко усилились консервативные тенденции. В конце 2010-х гг. Иран столкнулся с резким ухудшением жизненного уровня и разочарованием значительного числа граждан в политической системе, что привело к массовым протестам в ноябре 2019 г., которые были быстро подавлены.

Многие современные политические организации и группировки в ИРИ осуществляют свою деятельность скорее как фракции, чем собственно партии. Фракционность, присущая иранской политической жизни в разные исторические периоды, осталась типичной и для Исламской Республики. Для основной массы иранских партий и группировок характерно отсутствие четкой структуры, устава, организованного членства. Поэтому они сильно отличаются от западных партий. К тому же партийная деятельность осуществляется в строгих рамках, определенных властью и ограниченных исламскими нормами. Наиболее организованы и приближены по структуре к западным партиям реформаторские («левые») партии.

К 2016 г. в Иране насчитывалось порядка 250 партий и политических объединений, деятельность которых становилась заметной главным образом в период выборов. После принятия нового Закона о партиях в 2016 г. число партий и группировок уменьшилось в два раза — до 121. Во многом это было связано с введением новых требований для общенациональных партий. В частности для учреждения партии необходимо проведение общего учредительного собрания с присутствием не менее 300 официальных членов больше чем в половине останов (провинций) Ирана. Закон также запретил одновременное членство в нескольких общенациональных партиях, что широко практиковалось ранее. Партии должны предоставлять документы об открытии своих официальных представительств не менее чем в трети всех административных центров провинций. Все эти требования партии должны были удовлетворить в течение года после вступления закона в силу и очень многие не смогли их выполнить.

Литература

1. Зарифния Х.Р. Кальбодшекафи-йе дженахха-йе сияси-йе Иран (Анализ политических фракций Ирана). Тегеран, 1999.

2. Раванди-Фадаи Л.М. Политические партии и группировки Ирана. М.: ИВ РАН, 2010.

3. Филин Н.А. Социально-историческое развитие Исламской Республики Иран (1979–2008): факторы устойчивости государственной власти. М: РГГУ, 2012.

4. Канун-э нахве-йе фаалият-э ахзаб ва горухха-йе сияси (Закон о принципах деятельности политических партий и группировок). Режим доступа: https://www.rrk.ir/Laws/ShowLaw.aspx?Code=12758

 

Возврат к списку

pattern