slide slide slide slide
logo

Центр изучения Исламской республики Иран СПбГУ “Collegium Iranicum”

Ниʿматалахийа (ниʿматуллахийа) – иранское суфийское братство, возникшее в XIV в. Эпоним - Ниʿмат Аллах Нур ад-Дин б. ʿАбд Аллах Вали (1330-1431) родился в г. Халеб (Сирия). Был потомком шестого шиитского имама Исмаʿила. Ниʿмат Аллах учился у йеменского суфия ал-Йафиʿи, последователя братства шазилийа, к кружку которого присоединился в Мекке. После смерти наставника в 1367 г. много путешествовал. Жил среди странствующих дервишей на горе Мукаттам, где мог познакомиться с учением каландаров. Посетил обитель шайха Сафи ад-Дина, основателя братства сафавийа в Ардебиле. Некоторое время проповедовал тюркским кочевникам в Средней Азии, где его учение вызвало неприязнь эмира Тимура. В конце концов он поселился в провинции Керман, где и скончался в правление султана Шахруха. Гробница Ниʿмат Аллаха в селении Махан стала сакральным местом для образовавшегося ещё при жизни суфия братства ниматʿалахийа.

     Нимаʿт Аллаху приписывают составление 544-х трактатов по суфизму. До нас дошел Диван (151 газель), отражающий доктрину вахдат ал-вуджуд Ибн ʿАраби и ок. 110-и малых произведений, заключающих в себе кораническую экзегезу, толкование трудных мест из наследия Ибн ʿАраби (особенно, сочинения Фусус ал-хикам (Геммы мудрости)), Фахр ад-Дина ʿИраки и более ранних шайхов.         

     Сын и преемник Ниʿмат Аллаха – Шах Халил Аллах распространил учение братства в южной части Ирана и в Герате, но из-за недовольства суннитского духовенства вынужден был ок. 1435 г. переселиться в Декан вместе со многими своими последователями. Постепенно в учении братства усиливались шиитские элементы. Соперником ниматʿалахийи в борьбе за влияние на умы иранских горожан было крайнее шиитское братство хайдарийа. Между сторонниками обоих братств нередко происходили вооружённые столкновения. Видимо уже в Кермане произошло сближение ниматʿалахийи с остатками исмаилитов, группировавшихся в том же районе. Братство поддерживало борьбу династии Сефевидов за власть. В XVI в. ряд её шайхов состояли в брачных узах с сефевидскими принцессами. Шайх Мир Низам ад-Дин в 1512 г. стал главой шиитского духовенства Ирана. При шахе Аббасе I начались гонения на суфийские братства, и большая часть приверженцев ниматʿалахийи вынуждена была переселиться в Индию. Возрождение братства в Иране связано с проповедью Маʿсум ʿАли Шаха (убит фанатиками-имамитами в 1798 г.). После смерти Махджуб ʿАли Шаха (1823)  произошёл раскол ниматʿалахийи на ряд отдельных общин. Многие шайхи братства погибали при странных обстоятельствах. В результате, ниматʿалахийа стала самым популярным суфийским братством в шиитском Иране. Принадлежать к нему считалось модой среди феодальной аристократии. С другой стороны, среднее чиновничество и торговцы были членами гунабадийи (ветви ниматʿалахийи, названной по имени Нур ʿАли Шаха Гунабади (уб. в 1918)). Это позволило ниматʿалахийи потеснить позиции популярного в то время в Иране шиитской школы шайхийа. 

     Наиболее распространённой в настоящее время в Иране является ветвь гунабадийа. В Тегеране действует ханака гунабадийи, хотя её члены подверглись преследованиям после исламской революции 1979 г. Одна из ветвей ниматʿалахийи действует в Англии и США, её возглавляет Джавад Нурбахш. В ниматʿалахийе принята наследственная передача духовной власти кутба, им может быть только потомок Шаха Ниʿмат Аллаха, каждый из которых носит титул «шах»).

     Ниматʿалахийа возводит свою цепочку (силсила) к ʿАли через ал-Джунайда и Маʿруфа ал-Кархи. Доктрина ордена сочетает учение «трезвости» ал-Джунайда с «опьянением» Абу Йазида ал-Бистами. Путь ниматʿалахийи состоит из семи этапов (мархалат): принятие (таслим), воздержание (зухд), бедность (факр), удовлетворение (рида), любовь (махабба), расстворение в Боге (фанаʾ), полнота существования (вафаʾ). Следуя иранской суфийской традиции, Ниматаллах Вали считал состояние фана путешествием в Боге, и, в силу этого, обретением вечности. В его Диване прослеживается непосредственное влияние идей Аттара и Руми.

     Сам Ниʿмат Аллах был суннитом и ниматʿалахийа была первоначально суннитским братством, но не позже 17 в. стало шиитским. Активная позиция основателя легла в основу идеологии братства. Идеальным суфием является не тот, кто истязает себя постом и затворничеством, но тот, кто распространяет учение среди различных слоёв общества. Он обязан добывать пропитание собственным трудом, а не сбором милостыни. Это должно сочетаться с идеалом халват дар анджуман, разработанным еще течением хваджаган  – мыслить о Боге, находясь среди людей. Внешней организации Ниʿмат Аллах противопоставлял внутреннюю связь наставника с учеником. Стремясь обрести популярность в различных слоях общества, ниматʿалахийа допускала практику радений (самаʿ) под сопровождение музыкальных инструментов, но без плясок, телодвижений и пения. Братство придерживалось тихого зикра. Практиковался «зикр восхваления» (зикр-и тахлили) – поминание ʿАли и скрытого имама. Посвящение не предусматривало испытательного срока и включало ритуальное очищение и покаяние (тауба), клятву верности (байʿа) руководителю общины, эпониму и ʿАли перед лицом наставника-руководителя (пир-и далил). После этого посвященному разъяснялся зикр. Сам Ниʿмат Аллах полагал, что член братства не должен носить особой одежды, выделяющей его из толпы, но позже особое одеяние появилось -  плащ с длинными рукавами, войлочная накидка и войлочный же высокий колпак из пяти клиньев, позже – из двенадцати.   

Лит: Акимушкин О. Ф. Ниʿматаллахийа // Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991, с. 191-192; Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 2002; Algar H., Burton-Page J. Niʿmat-Allāhiyya // The Encyclopаedia of Islam, Second ed., Leiden, 1999. Vol. VIII, р. 44b-48a; Pourjavady N., Wilson P. L. King of Love. The History and Poetry of the Niʿmatullāhī Sufi Order in Islam. Teheran, 1978.

Возврат к списку

pattern