slide slide slide slide
logo

Центр изучения Исламской республики Иран СПбГУ “Collegium Iranicum”

Меджлис Исламского совета (перс. Маджлес-е шоура-йе эслами) — однопалатный парламент Исламской Республики Иран. До 2000 г. в состав Меджлиса входило 270 депутатов, затем их число было увеличено до 290. Депутаты Меджлиса избираются на всенародных выборах каждые четыре года из представителей народа прямым тайным голосованием (ст. 62 Конституции ИРИ). Почти все депутаты, кроме представителей религиозных меньшинств, должны приносить присягу на Коране (ст. 67). Выборы проходят по мажоритарной системе. Для избрания кандидату не только нужно набрать большинство голосов в своем избирательном округе, но и набрать их не менее 25%. В противном случае проводится повторное голосование, где кандидату достаточно набрать простое большинство. Согласно иранским законам, парламент утверждает каждого нового члена в индивидуальном порядке.

Однако кандидаты в депутаты предварительно утверждаются специальным надпарламентским органом — Охранным Советом (перс. Шоура-йе негахбан). Этот орган — важнейший институт в иранской политической системе, обеспечивающий принцип главенства религиозного права (шарʿ) в законодательстве страны и контроль со стороны шиитского духовенства над законотворческим процессом в ИРИ. В состав Охранного совета входят 12 членов: 6 человек из числа «справедливых и сведущих в делах страны» богословов-правоведов (факихов), которые назначаются Верховным лидером (рахбаром), и 6 мусульманских юристов — специалистов в различных областях права, которых представляет Меджлису Исламского Совета глава судебной власти для их последующего избрания (ст. 91). Охранный Совет обладает правом вето на любое решение парламента, если сочтет его противоречащим нормам Конституции или ислама.

Конституция ИРИ гласит: «Без Охранного Совета постановления Меджлиса не имеют законной силы» (ст. 93), «Все постановления Меджлиса должны отправляться в Охранный совет. Охранный совет должен в течение десяти дней после получения постановлений рассмотреть их с точки зрения соответствия исламским нормам и Конституции и в случае, если найдет их противоречащими указанным нормам, направить их обратно в Меджлис для повторного рассмотрения. В ином случае решение Меджлиса может вступить в силу» (ст. 94). При этом «заключение об отсутствии несоответствия решений Меджлиса исламу выносится большинством факихов Охранного Совета, а заключения об отсутствии их противоречия Конституции выносится большинством от общего числа членов Совета» (статья 96). Таким образом, соответствие законопроекта исламским нормам определяется только половиной состава Охранного совета — шестью факихами, назначенными Верховным лидером. Кроме того, Охранный Совет осуществляет контроль над выборами всех уровней власти, в том числе и в Меджлис (ст. 99), а согласно закону о выборах, может отстранить любого кандидата, чью позицию сочтет противоречащей нормам ислама. Эту функцию тоже осуществляют только факихи Охранного совета.

Своеобразным «арбитром» между Охранным советом и Меджлисом выступает Ассамблея по определению государственных интересов (перс. Маджмаʿ-е ташхис-е маслахат-е незам). Согласно конституции ИРИ, главная функция Ассамблеи состоит в том, чтобы принимать окончательное решение, когда Охранный совет «признает постановление Меджлиса противоречащим нормам религиозного права или Конституции, а Меджлис с учетом государственных интересов не соглашается с этим решением...» (ст. 112). Члены Ассамблеи также назначаются Верховным лидером.

Согласно статье 76 Конституции, Меджлис имеет право на рассмотрение всех насущных для страны вопросов, но фактически в своей деятельности он полностью контролируется Охранным советом и Ассамблеей по определению государственных интересов, а через них — Верховным лидером. Тем не менее Меджлис обладает одним важным полномочием: он наделен правом контроля за деятельностью президента ИРИ и может отстранить его от должности (ст. 89).

Расстановка основных политических сил в Меджлисе достаточно изменчива. До выборов 1988 г. в Меджлисе доминировала единственная легальная в то время политическая партия — Партия Исламской Республики. В 1988 г. победила коалиция радикальных консерваторов. В 1992 г. на выборах уверенную победу одержала коалиция умеренных консерваторов во главе с Организацией борющегося духовенства (ОБД). В 1996 г. умеренные консерваторы также победили на выборах: за лидера ОБД Али Акбара Натег-Нури проголосовало 133 депутата из 241, участвовавших в голосовании. Затем, в 2000 г., на выборах победила коалиция «Второй хордад» (конгломерат из 15 реформаторских партий, сторонников реформаторской политики президента Мохаммада Хатами), получив 195 мест. После победы этой коалиции в стране значительно активизировалась политическая жизнь и было принято большое количество либеральных законов, хотя деятельность парламента встретила активное сопротивление со стороны консерваторов. Однако уже в 2004 г. реформаторы потерпели сокрушительное поражение и доминирующей силой в Меджлисе стали радикальные консерваторы — сторонники президента Махмуда Ахмадинежада, во главе которых стояла партия «Абадгаран» («Созидатели»). На следующих выборах 2008 г. победил Объединенный фронт консерваторов, в состав которого входили умеренные и радикальные консерваторы. В 2012 г. победу одержал Объединенный фронт консерваторов, но без сторонников Ахмадинежада (46%), при этом независимые кандидаты получили 30% мест. В 2016 г. победу на выборах одержали центристы — сторонники президента Хасана Рухани. В ходе выборов 2020 г. вновь победили консерваторы, получив 221 место. Результаты голосования на выборах в парламент показывают постоянную смену политической ориентации активных иранских избирателей в зависимости от внутренней и внешнеполитической ситуации. Кроме того, важную роль в формировании состава Меджлиса всегда играл и играет Охранный совет, деятельность которого нередко способствует отсеву кандидатов с реформаторской повесткой.

Литература

1. Дунаева Е.В. Развитие политического процесса в Иране в 2005–2012 гг. / Иран при М. Ахмадинежаде. Памяти А.З. Арабаджяна. М.: ИВ РАН, Центр стратегической конъюнктуры, 2013.

3. Консерваторы будут иметь абсолютное большинство в новом парламенте Ирана / Iran.ru. 28 февраля 2020 г. Режим доступа: https://www.iran.ru/news/politics/115170/Konservatory_budut_imet_absolyutnoe_bolshinstvo_v_novom_par....

3. Раванди-Фадаи Л.М. Политические партии и группировки Ирана. М.: ИВ РАН, 2010.

4. Филин Н.А. Социально-историческое развитие Исламской Республики Иран (1979–2008): факторы устойчивости государственной власти. М: РГГУ, 2012.

 

Возврат к списку

pattern