slide slide slide slide
logo

Центр изучения Исламской республики Иран СПбГУ “Collegium Iranicum”

Маламатийа (от арабск. малама – ‘порицание’) – течение в мусульманском мистицизме. Название восходит к Корану 5:59, где упоминаются «порицающие». Движение возникло в IX в. в Нишапуре в противовес показному благочестию некоторых подвижников. Важную роль в становлении доктрины маламатийа стали идеи ал-Хариса ал-Мухасиби, Сахля ат-Тустари и Абу Йазида ал-Бистами. Очевидна ее зависимость от идей ранних хорасанских мистиков, например, Абу Тураба ан-Нахшаби (ум. 859), в чей близкий круг входили основоположники движения. Основателями течения были Абу Хафс ал-Хаддад («Кузнец») (ум. между 874-879) и его ученик Хамдун ал-Кассар («Валяльщик») (ум. 883). Установки доктрины порицания встречаются уже у учителя Абу Хафса ал-Хаддада, Салима ал-Барсуси. Считается, что к маламатийи принадлежал известный проповедник Абу ʿУсман ал-Хири (ум. 910).

     Движение никогда не имело единой структуры. Существуют сведения о наличии проповедников маламатийи в г. Рей. Из Хорасана оно распространилось на Ирак, Сирию, особенно Мекку и Багдад (Абу ʿУмар аз-Заджжаджи, Абу-л-Хасан б. Бандар, Мухаммад б. Ахмад ал-Фарраʾ и др.), Туркестан, а при османах – в центральной Анатолии, название маламатийа закретилось за ответвлением секты байрамийа. В XIX в. в Хиджазе существовала группа маламатийи представленная кади г. Таифа Хасаном Фатхом ал-Кархи, а в Мекке действовала обитель маламатийи.

     Систематической доктрины у маламатийи не существовало. Показному благочестию она противопоставляла искренность (ихлас) и правдивость (сидк). Неприкрытая набожность и чересчур суровый аскетизм квалифицируется как лицемерие (рийаʾ) и многобожие (ширк). Источником такой неприязни являлась критика благочестия, практикуемого движением каррамитов, которой был широко известен Салим ал-Барсуси. Сторонники маламатийи не только скрывали свою религиозную практику, но и публично совершали поступки, вызывавшие общественное осуждение и порицание. Они осознанно провоцировали осуждение, например, прилюдно вкушая пищу во время поста, прикидываясь пьяницами или блудниками. Согласно формулировке Абу Хафса ал-Хаддада «порицание – это отказ от благополучия» (ал-малама тарк ас-салама), утверждается непримиримая борьба с желанием обрести награду за благочестие, воплощенным в плотской душе (нафс). Приверженцы маламатийи полагали полную ничтожность человека перед Богом. Униженное положение человека предполагает постоянное изъявление благодарности Творцу, которая не должна, однако, быть показной. Например, запрещается прямое молитвенное обращение к Богу (дуʿаʾ).

     Два составляющих подлинной веры – страх (хауф) и надежда (раджаʾ) должны уравновешивать друг друга. Приверженцы учения обязаны были скрывать свою бедность, добывая средства пропитания изнурительным трудом. В силу этого, маламатийа не принимала суфийскую практику таваккул (безраздельного упование на Бога). Маламатийа ставила целью очищение сердца от всего мирского с помощью собственных усилий. Отрицается достижение чистоты через практику духовных состояний (ахвал), ибо на их уровне не реализуется борьба с нафс. Такие идеи, как любовь к Творцу (махабба), включая ее страстный аспект (шаук), на тот момент получили широкое распространение в мистических кругах Хорасана и Ирака.

     Приверженцы маламатийи избегали открытых проповедей, наравне с любыми знаками отличия своей принадлежности, например, в одежде. Однако Абу ʽУсман ал-Хири прославился именно как проповедник, за что заслужил упреки в популизме.

     Маламатийа имела явные связи с (футуввой) – городскими организациями цехового типа, бытовавшими на востоке мусульманского мира, имеющей доисламские корни и родственными иранскому институту джаванмарди. Футувва стала восприниматься как идеал духовного рыцарства. Особой приверженностью ему выделялся один из виднейших поборников маламатийи ʿАбд Аллах б. Муназил (ум. 940-941), ученик Хамдуна ал-Кассара. Это позволяет утверждать, что маламатийа вышла из городской среды. Идея футуввы вошла в доктрины многих суфиев Хорасана и Ирака.

     Специфика практики маламатийи дала повод некоторым исследователям говорить о влиянии античной традиции киников или практики сокрытия благодеяний у сирийских христиан. Однако подобное сходство, которое также прослеживается с практикой восточнохристианского юродства, следует считать не результатом взаимовлияния, а типологической общностью развития в рамках религиозной практики.

     С группами маламатийи были связаны суфии экстатического направления на базе главной идеи – совершать действия, руководствуясь искренностью, даже если они идут вразрез с религиозным законом. Принципов маламатийа придерживались странствующие дервиши, чьи практики, однако, скорее восходят к практикам каландаров или представляют собой симбиоз принципов каландаров и маламатийа. Поведение каландаров было настолько асоциально, что часто официально запрещалось властями. Провокационный характер поведения ряда дервишей, низводившего изначальные идеалы маламатийи, стало трактоваться как признак святости.

     Маламатийа не оставила письменного наследия. Большинство ее приверженцев считали недопустимым излагать свои идеи на бумаге. От придерживавшегося противоположной позиции Абу ʿУсмана ал-Хири не дошло никаких сочинений. Сведения о маламатийи приводит ряд суфийских авторов, особенно связанные с Хорасаном: ас-Сулами и ал-Кушайри. Наиболее подробно их доктрина изложена в Рисалат ал-маламатийа (Послании о маламатийи) ас-Сулами. Идеология этого движения оказала существенное влияние на мировоззрение двух данных авторов. Они, равно как и Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди, видели в маламатийе особое течение в суфизме. Провести границы между суфизмом и маламатийей не представляется возможным. Ал-Худжвири не наделял течение статусом школы в мистицизме, считая его в большей степени показным. ʿАбд ар-Рахман Джами разделял маламатийу и суфиев, поскольку они уповают не на божье милосердие, а на собственные деяния.

     Элементы традиции маламатийи отразились в практике накшбандиййи, через доктрину хваджаган (одиночество в обществе, тихий зикр). Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди указал на фундаментальное различие практик маламатийи и каландаров. Джами сблизил их практику, что идет вразрез со всеми остальными свидетельствами.

Лит: Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / Пер. с англ. М.Г. Романова. СПб., 2004; Шиммель А. Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт М., 1999; de Jong F., Algar H., Imber C.H. Malamatiyya // The Encyclopаedia of Islam, Second ed., Leiden, 1999. Vol. VI, р. 223b-228b.

Возврат к списку

pattern