slide slide slide slide
logo

Центр изучения Исламской республики Иран СПбГУ “Collegium Iranicum”

В современном Иране либералами называют тех, кто борется за невмешательство государства в экономику или уменьшение контроля государства над экономикой, выступает за развитие промышленности с опорой на свободу рынка, а в политической сфере выступает за усиление роли парламента в политической системе и строгое соблюдение принципа свободы личности. Иранские власти упрекают либералов в недостаточном внимании к роли религии в иранском обществе и к значению исламской революции, а также в ориентации на Запад и западные философские школы, а не на традиционную иранскую религиозно-философскую мысль.

С 1981 г. либеральные партии и группировки в Иране существуют на полулегальном положении и не имеют никакого существенного влияния на политическую жизнь страны. Крупнейшим из этих политических объединений является Движение за свободу Ирана (Нехзат-е азади-йе Иран), которое считается лидером иранского либерального движения. Непосредственно после Исламской революции во Временном революционном правительстве 60% министров принадлежали к данной партии. Кроме того, к либеральным партиям и группам относятся Движение борющихся мусульман (Джомбеш-е мосалманан-е мобарез), Национально-освободительное движение Ирана (Джомбеш-е азадибахш-е мелли-йе Иран), Партия иранского народа (Хезб-е меллат-е Иран).

Движение за свободу Ирана было основано в апреле 1961 г. известным иранским политическим деятелем Мехди Базарганом, который заявил, что оно будет действовать как часть широкой коалиции в рамках Национального фронта. В движении также участвовали аятолла Махмуд Талегани, доктор Ядолла Сахаби и др. В числе главных задач Движения за свободу Ирана провозглашались освобождение Ирана от иностранного господства и восстановление в полном объеме конституционных прав и свобод иранских граждан. В 1977 г. была проведена реорганизация Движения, состоялся его второй съезд, на котором были утверждены устав и программа, а также были избраны руководящие органы. В период исламской революции 1978–1979 гг. Движение за свободу Ирана активно включилось в борьбу с правящим шахским режимом и первым из светских иранских партий и группировок скоординировало свою деятельность с шиитским духовенством.

После победы исламской революции лидер Движения за свободу Ирана Мехди Базарган стал главой первого Временного революционного правительства, в обязанности которого входили передача власти будущему президенту Исламской республики, проведение выборов и созыв Совета экспертов для подготовки конституции. Даже после отставки Базаргана 6 ноября 1979 г., 8 из 15 членов Исламского революционного совета (высшего законодательного органа Ирана) являлись членами Движения за свободу Ирана. Сам Мехди Базарган в 1980 г. был избран в Меджлис (парламент) Ирана, где возглавил парламентскую фракцию Движения и активно критиковал политику правительства. С мая 1984 г. он перестал быть депутатом парламента, однако продолжал участвовать в политике, в 1985 г. пытался выдвигать свою кандидатуру на пост президента (она была отклонена), а в 1986 г. основал Ассоциацию по защите свободы и суверенитета иранского народа.

После смещения президента Аболхасана Банисадра в 1981 г. и бойкота парламентских выборов в 1984 г. Движение за свободу Ирана ушло из активной политической жизни. Первый послереволюционный съезд партии, на котором были обновлены ее устав и программа, прошел в июле 1980 г. До 1990 г. созыв съездов происходил ежегодно.

Движение за свободу Ирана имело наибольшее влияние среди религиозных интеллигентов, выпускников иранских и зарубежных вузов, а также среди технократов и светски ориентированных патриотов. Истоки этой партии восходят к Исламскому обществу студентов Тегеранского университета (Анджоман-е эслами-йе данешджуйан-е данешгах-е Техран). Учредителями Общества были профессора Тегеранского университета, тесно связанные с шиитским духовенством. Кроме представителей религиозной интеллигенции деятельность Общества поддерживали также другие слои интеллектуальной элиты Ирана — писатели, университетские профессора и студенты, менеджеры среднего и высшего звена, технократы. В настоящее время партия действует полуофициально. После 1979 и до 1981 г. партия издавала газету «Мизан».

Основными политическими целями Движения за свободу Ирана являются полная реализация на практике политических свобод граждан и принципа народовластия. Партия в своей деятельности делает упор на иранский национализм в рамках исламского общества, на умеренные политические методы достижения целей, а во внешней политике придерживается принципа соблюдения национальных интересов без экспорта исламской революции. Взгляды этой партии до некоторой степени напоминают взгляды правоцентристских, консервативных, либерально-демократических и правых партий на Западе, хотя некоторые ее члены, оставившие заметный след в политической жизни Ирана, придерживались скорее социал-демократических взглядов. В экономических вопросах эта партия в целом занимает правые позиции, но в первые послереволюционные годы в ней было немало сторонников смешанной экономики, включающей определенные социалистические элементы.

Политические позиции Движения за свободу Ирана, как можно судить по заявлениям ее лидеров, основаны на убеждениях в необходимости строгого и последовательного выполнения всех статей Конституции ИРИ. Аргументация партии основана на том, что Конституция одобрена большинством народа и утверждена Советом экспертов, в работе которого участвовали ее члены. По поводу принципа «велаят-е факих» (правление компетентного богослова), закрепленного в Конституции, в одном из заявлений партии сказано следующим образом: «В соответствии с Конституцией, мы признаем принцип “велаят-е факих”». Исламская революция, с точки зрения Движения за свободу Ирана, имела своей целью в первую очередь борьбу с деспотизмом и угнетением, развитие демократии и официальное признание права на свободу мысли и убеждений. Движение рассматривало революцию в первую очередь как форму политических и социокультурных преобразований, а реформы в области экономики отодвигало на второй план. Движение за свободу Ирана выступает против политизации религии, полагая, что как средство развития общества религия должна находится на службе людей, а не люди на службе религии. Мехди Базарган в своей книге «Два этапа революции» писал: «Мы хотели служить Ирану через ислам в то время, как некоторые пытаются служить исламу через Иран».

Движение за свободу Ирана, как и некоторые другие либеральные партии и группировки, признают, что духовенство является одной из важнейших общественных сил страны, играющей позитивную роль для развития Ирана. Однако либеральные партии не считают исламское правление полностью тождественным правлению духовенства. С их точки зрения, религия является личным делом, и поэтому не следует официально обосновывать религиозными принципами все принимаемые решения в области политики и социальной сферы, потому что в таком случае популярность религии в обществе может упасть, и может произойти рост атеистических настроений. Таким образом, Движение выступает за сохранение роли религии в жизни иранского общества, но не за теократическое правление.

Во внутренней политике и вопросах культуры Движение за свободу Ирана и другие либеральные партии и группировки страны поддерживают принцип плюрализма. Они выступают за свободную прессу, создание атмосферы открытости в культуре, свободную критику общественных и политических процессов в стране, гарантированную законами безопасность граждан при реализации их права на свободу слова. Эти партии считают, что все положения Конституции — высшего правового документа и основы единства народа и власти — должны полностью воплощаться на практике. С их точки зрения, главными символами демократии и национального суверенитета являются свобода, верховенство закона и патриотизм. Движение за свободу Ирана полагает, что основным и неизбежным условием экономического развития является расширение политических свобод и укрепление законности в обществе, а правильная организация выборов президента и Меджлиса должна привести к профессиональному управлению страной, свободе политической деятельности, реализации принципа соучастия, уменьшения разрыва между народом и властью.

Внешняя политика страны, по мнению Движения за свободу Ирана и остальных либеральных партий и группировок, должна основываться на следующих принципах: соблюдение «негативного равновесия» (неучастие в международных конфликтах и отказ от предоставления преимуществ любым странам), приоритет прагматизма и целесообразности (а не идеологических установок), развитие отношений со всеми государствами, уважающими национальные интересы Ирана, соблюдение всех общепризнанных международных соглашений, не нарушающих суверенитет и территориальную целостность Ирана.

В области экономики либеральные партии стремятся к уменьшению роли в ней государства и децентрализации, поддержке национального производства путем уменьшения импорта и расширения экспорта, не связанного с нефтяными ресурсами, усилению кооперативного сектора с целью развития национального производства, уменьшению зависимости государственного бюджета от нефтяных доходов и биржевых махинаций. Либеральные партии поддерживают включение Ирана в мировую постиндустриальную экономику, но с соблюдением иранских национальных интересов. Они считают, что либерализация экономики не противоречит принципам политического устройства Ирана, закрепленным в Конституции страны.

Литература

1. Раванди-Фадаи Л.М. Политические партии и группировки Ирана. М.: ИВ РАН, 2010.

2. Шадлу А. Ахзаб ва дженахха-йе сияси-йе Иран-е эмруз (Политические партии и группировки в современном Иране). Тегеран, 2000.

3.  The New York Times (21 January, 1995): "Mehdi Bazargan, Former Iran Premier, Dies".

 

Возврат к списку

pattern