slide slide slide slide
logo

Центр изучения Исламской республики Иран СПбГУ “Collegium Iranicum”

Кубравийа - одно из наиболее известных иранских суфийских братств, знаменитое разработками в области психологии.

Основатель братства - шайх Ахмад б. ʿУмар Наджм ад-Дин ал-Кубра, (ум. 1220). Прозвище ал-Кубра (от коранического ат-таммат ал-кубра – «величайшее бедствие») получил из-за блестящего таланта полемиста. Родился в Хиве, в Хорезме. Вначале изучал хадисы и калам. Согласно ʿАбд ар-Рахману Джами, к мистицизму обратился в возрасте 35 лет. Отправившись в Египет, примкнул в персидскому суфию Рузбихану ал-Ваззану ал-Мисри (ум. 1189) из братства сухравардийа. Через некоторое время переехал в Тебриз, где стал учеником старца Баба Фараджа. После возвращения в Египет Рузбихан ал-Ваззан счел его созревшим для самостоятельной проповеди и послал в Хорезм. Наджм ад-Дин основал ханаку в Гургандже (Ургенче), которая положила начало формированию братства кубравийа. Шайх умер во время завоевания Хорезма монголами, возможно погиб. Могила Наджм ад-Дина в Куня-Ургенче стала центром массового паломничества.

     Наджм ад-Дин воспитал большое количество учеников, за что получил прозвище: валитараш (ваятель святых). Среди них более всего прославились Маджд ад-Дин ал-Багдади (ум. 1219), Наджм ад-Дин Дайа ар-Рази (ум. 1256), Саʿд ад-Дин Хамуйа (ум. 1252), Баба Камал Джанди, Сайф ад-Дин Бахарзи (ум. 1260) и Ради ад-Дин ʿАли Лала (ум. 1244).

     Главным трудом Наджм ад-Дина считается Фаваʾих ал-джамал ва фаватих ал-джалал (Преимущества красоты и начала величия). Благодаря ему, кубравийа более других братств занималась разработкой философских идей. Человек является микрокосмом, отражающим макрокосм. Бог отражается как в макрокосме, так и в микрокосме, являясь их сокровенной сутью «содержимым содержимого», «духом духов», «сердцем сердец» и «смыслом смыслов». Поэтому все вещи могут быть познаны только через Бога. Он же не может быть познанным через Свое творение. В процессе расстворения (фанаʾ) в Божественном единстве (вахданийа) Бог дарует мистику состояние Божественного господства (рубубийа). В связи с этим, Наджм ад-Дин развивал концепцию о латаʾиф – тонких жизненных телесных центрах. Объектом восприятия латаʾиф являются различные образные идеи (хаватир). Однако они могут внушаться не только Богом, но и джиннами. Распознать их истинный характер может только опытный мистик. Поэтому ученик нуждается в общении с учителем, которому обязан рассказывать все свои видения и сны. Единственым способом постижения Бога является любовь. Наджм ад-Дином была выдвинута концепция «свидетеля невидимого» (шахид ал-гайб) – двойника души в мире идей. Он может являться мистику на некоторых стадиях пути. Учение о двойнике было развито на древнем Ближнем Востоке. Позже оно приобрело популярность в иранском мистицизме. Фактически, это означало признание особого мира идей. Опытный мистик благодаря энергии (химма) может вызывать к жизни события, и даже оказывать влияние на другие сердца. Возвышение человека сопровождают световые феномены (фотизмы). Наивысшим светом является зеленый - свет божественного господства (рубубийа).

     Дальнейшее развитие цвето-световая символика получила у Наджм ад-Дина Дайа. Согласно ему, белый цвет олицетворяет ислам, желтый – веру (иман), тёмно-синий – божественную милость (ихсан), зеленый - умиротворение (итминан), голубой – уверенность (икан), красный – интуитивное знание (ʿирфан), черный – страстную любовь, основанную на экстатическом смятении (хайман). Это цвет Божественной сущности (зат), который невидим сам, но благодаря которому видно всё. Черный цвет воплощает божественное величие (джамал), тогда как остальные – божественную красоту (джалал). Позже цвето-световую символику продолжил разрабатывать ʿАлаʾ ад-Даула ас-Симнани.

     Братство возводило свою цепочку к ал-Джунайду и его «трезвому» методу (через него и Маʿруфа ал-Кархи - к ʿАли б. Аби Талибу). Это нашло отражение в системе аскетической практики и в укреплении института шайх-мурид. Десять главных принципов братства были сформулированы Наджм ад-Дином: тауба (покаяние, отказ от своего «я») (1), зухд фи-д-дунйа (отказ от мирского) (2), таваккул ʿала-л-Лах (упование на Бога и примат пассивного метода (джазб)) (3), канаʿа (умеренность, отказ от дорогих одеяний и вкусных яств, довольство малым) (4), ʿузла (абсолютное уединение) (5), мулазамат аз-зикр (постоянное поминание имени Бога) (6), таваджжух ила-л-Лах (обращение к Богу, утрата всех интересов, кроме Него (7), сабр (терпение) (8), муракаба (очищение и успокоение сердца с помощью созерцания) (9), ридаʾ (удовлетворение Бога поведением мистика). Вначале кубравийа практиковала громкий зикр, однако позже многие общины перешли на тихий.

     Из Средней Азии идеи кубравийи проникли в Кашмир и Турцию. Мирсад ал-ʿибад бежавшего от монгольских завоевателей в Анатолию Наджм ад-Дина ар-Рази стало наиболее популярным сочинением у иранских, турецких, а позже и индийских суфиев.

     Самым известным мыслителем, связанным с кубравийей стал ʿАлаʾ ад-Даула ас-Симнани (ум. 1336), чьи философские идеи воспринимались как эталон. Он стал знаковой фигурой для персидской и персоязычной индийской религиозно-философской мысли. Его критика доктрины вахдат ал-вуджуд Ибн ʿАраби оказала решающее влияние на всю персидскую культуру Индии.

     Кубравийа была представлена многочисленными ответвлениями. Они не имели единой организации, но только общую идеологию. Во главе многочисленных ханака стояли халифы. Кубравийа породила множество дочерних братств: фирдаусийа – в Индии (основатель – Сайф ад-Дин Бахарзи), нурийа – в Багдаде (ʿАбд ар-Рахман ал-Исфараʾини), рукнийа (Рукн ад-Дин ʿАлаʾ ад-Даула на основе учения вахдат аш-шухуд), игтишашийа (Исхак ал-Хутталани) и т.д. В 15 в. от нее отделились проалидски настроенные нурбахшийа (основатель Мухаммад б. Мухаммад Нурбахш) и захабийа (основатель ʿАбд Аллах Барзишабади Машхади). Последней в пер. пол. 16 в. удалось возродить былое влияние кубравийи в Хорезме и Мавераннахре. Однако к концу того же столетия оно было вытеснено политически активной накшбандийей, сохранив центры в Фатхабаде и некоторых ханаках Хорезма. Основные принципы кубравийи и цветовая символика были заимствованы многими братствами (кадирийа, накшбандийа, халватийа).

Литература: Акимушкин О.Ф. Кубравийа // Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 2006, с. 220-222; Шиммель А. Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Пригариной Н. И., Раппопорт А. С. М., 1999; DeWeese D. The Eclipse of the Kubravīyah in Central Asia // Iranian Studies, 21, 1/2 (1988), p. 45-83; Meier F. Die Fawaʿih al-jamal wa fawatih al-jalal des Najmuddin al-Kubra. Wiesbaden, 1957.

Возврат к списку

pattern