slide slide slide slide
logo

Центр изучения Исламской республики Иран СПбГУ “Collegium Iranicum”

Дервиш (от перс. дарвиш ‘бедняк’), тж. арабск. факир – член суфийской общины, братства.

Уже в раннем суфизме вокруг отдельных суфийских наставников группировались многочисленные последователи. С XII в. происходит оформление крупных братств (тарикатов), некоторые из которых сохранились до сегодняшнего дня. С этого времени развитие суфизма происходит, преимущественно, в их рамках.

     Существовало две категории дервишей: странствующие (которых также называли каландарами) и живущие в обители под руководством наставника.     Сам термин тарикат встречается в Коране в значении «путь» и до XI в. обозначал практический метод приближения к Богу. Путь состоит из стоянок (макамат, маназил). Первые попытки их классификаций относятся к раннему мистицизму. Наиболее строгой считается схема Абу Насра ас-Сарраджа (ум. 988) из семи стоянок: раскаяние (тауба), богобоязненность (вараʿ), воздержание (зухд), бедность (факр), терпение (сабр), удовлетворенность (рида), упование на Бога (таваккул). Позже их счет часто шел на десятки и даже на сотни. Наряду со стоянками существуют состояния (ахвал (ед.ч. хал)), даруемые свыше и не зависящие от личных достижений. Большинство суфиев полагало, что хал является перманентным переживанием. Однако позже появилось мнение, что состояние сохраняется до появления следующего и, укрепившись, даже может перейти в стоянку. Озарение происходит в определённый момент, который является единицей измерения духовного мира. Соответственно, мистики делятся на продвигающихся по Пути своими усилиями (салик) и влекомых (маджзуб).

     В классическом суфизме тарикат считался путем, ведущим от закона (шариʿа) к божественной истине  (хакика). Уже в это время многие суфии придавали особое значение обучению и наставляли в тарикате своих учеников. Это привело к возникновению обителей в Хорасане к XII в., состоящих из послушников, концентрировавшихся вокруг определенного наставника. Начал оформляться институт наставника (шайх, пир, муршид) и ученика (мурид). Активный метод (сулук) подвижничества был противопоставлен пассивному (джазб). Психо-соматический комплекс практик, способствовавших продвижению по Пути, вначале носил в большей степени произвольный характер и только после возникновения института шайх-мурид стал строго регламентированным (затворничество (халва), пост (саум, перс. руза), сорокадневный пост (арбаʿин, перс. чилла), практика поминания Бога (зикр), и радений (самаʿ, хадра)). Вошли в практику ритуалы инициации и вручения рубища (хирка). 

     На базе обителей (ханака, завийа, рибат), которые стали превращаться из временных пристанищ в организованные центры,  в XII в. стали появляться первые суфийские братства – сухравардийа, кадирийа, рифаʿийа. Вначале они возникли в Ираке (месопотамская традиция) и Хорасане (хорасанская традиция). Позже тарикаты стали повсеместно появляться по всей территории мусульманского мира (Северная Африка, Средняя, Южная и Юго-Восточная Азия). В рамках функционирования братств сложился институт силсила (цепочек духовной преемственности, а вместе с ней божественной благодати (барака), возводящих данный тарикат к одному из ранних суфийских авторитетов). Возникли две противоположные линии: Абу Йазида ал-Бистами (хорасанская) – линия экстатического суфизма (перс. бистами или тайфури) и ал-Джунайда (месопотамская)  – «умеренное» направление (перс. джунайди). Впервые эту дихотомию зафиксировал ал-Худжвири.

     Главой  братства считался преемник основателя – халифа, заместитель наставника. Согласно традиции, до XIV в. оформилось 12 основных, или материнских тарикатов: сухравардийа, кадирийа, рифаʿийа, шазилийа, бадавийа, кубравийа, халватийа, накшбандийа, бекташийа, маулавийа, йасавийа, чиштийа. На их базе возникали другие братства. Прямое наследование нашло выражение в символической передаче хирки преемнику и вместе с ней благодати (барака).

     В практике суфийских братств особое внимание уделялось зикру, который превратился в важный ритуал. Большое значение приобретает поза, особые ритмические движения, техника дыхания. Способы отправления зикра в разных тарикатах сильно разнились. Одни братства практиковали громкий зикр (джали), другие – тихий (хафи). Разница между практиками порождал споры и конфликты.

     Поскольку целью зикра являлся транс, некоторые братства стимулировали его наступление кофе, наркотиками и алкоголем. Однако многие братства выступали против такой стимуляции. Чтобы не сбиться со счета определенного числа поминаний, с IX в. широко стали использоваться четки (тасбих). Помимо зикра индивидуальности ряда братств способствовало появление собственных молитвенных правил (вирд).

     Структура организации общин даже в рамках одного братства часто колебалась в разных регионах. Дервиши проживали как правило в отдельных кельях (ед.ч. худжра). Посвящение в братство осуществлялось после испытательного регламентированного срока. Посвящение обычно состояло из раскрытия смысла практикуемого данным братством зикра, клятвенной присяги (байʿа) и облачение в символическое рубище. Многие обители привечали и женщин, вплоть до посвящения их в дервиши. Обычно в обителях выделялись дервиши, выполнявшие службу повара, привратника, зажигателя светильников и пр. Проходящие испытательный срок выполняли как правило самую тяжелую работу: работа на кухне, собирание  дров, стирка. На территории больших обителей находился ряд строений: дом собраний, кухня, конюшня. Вокруг них часто разбивались сады. Отличительным предметом одежды в большинстве тарикатов служил колпак (тадж), состоящий из клиньев, число которых, равно как и цвет самого таджа жестко регламентировался.

     В некоторых братствах (кубравийа, накшбандийа) делался особый акцент на культивирование внутренней связи (рабита) между сердцами шайха и мурида. Ученик должен пристально наблюдать за наставником (муракаба), полностью концентрируясь на нём. В свою очередь, шайх является проводником на мистическом Пути, помогая преодолевать его стоянки (макамат). Он обязан контролировать видения и сны мурида, поскольку наряду с божественными внушениями имеют место внушения джиннов и Сатаны (васваса). Это приводит к тому, что сердце мурида становится объектом для эманации энергии. Позже принцип подчинения наставнику был доведён до предела -  мурид должен быть в руках шайха как труп в руках обмывальщика трупов.

Лит: Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования). Сборник статей памяти Ф. Майера / Сост. и ред. Хисматулин А. А. СПб., 2001; Тримингэм Дж. С. Суфийские ордена в исламе / Пер. с англ., под ред. и с предисл. Акимушкина О. Ф. 2-е изд. М. 2002; Хисматулин А.А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства Накшбандийа). СПб., 1996; Meier F. Zwei Abhandlungen über die Naqšbandiyya. Istanbul-Stuttgart, 1994.

Возврат к списку

pattern