slide slide slide slide
logo

Центр изучения Исламской республики Иран СПбГУ “Collegium Iranicum”

Бакли, Абу Мухаммад Рузбихан б. Аби Наср Ширази (1128–1209) — знаменитый персидский суфий. Родился в г. Фаса, на западе от Шираза в среде проживавших в Фарсе горцев-дайламитов. В 25 лет оставил мир и удалился в горы около Шираза, где присоединился к суфиям. Информация об учителях мистика остается неопределенной. Сам Рузбихан называет своим первым наставником шейха Джамал ад-Дина Абу-л-Вафаʾ б. Халила ал-Фасаʾи. По другим сведениям, им был Сирадж ад-Дин Махмуд б. Халифа, принадлежавший к братству казаруниййа. Позднейшие биографы утверждали, что его наставником также был курдский мистик Джагир Курди, проживавший в Ираке недалеко от Самарры. Согласно одному из свидетельств, в Васите Бакли получил хирку из рук Абу-с-Сафаʾ ал-Васити. Бакли много странствовал по Хиджазу, Египту и Сирии. В Александрии он учился у Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди, основателя братства сухравардиййа. Затем возвратился в Шираз, где прожил всю оставшуюся жизнь, занимаясь воспитанием учеников, чтением публичных проповедей и написанием трактатов. В Ширазе Бакли основал братство рузбиханиййа, пост главы которого после его смерти стал наследственным. Однако это братство просуществовало недолго.

Бакли является автором многочисленных сочинений по мистицизму, в числе которых «Раскрытие тайн и разоблачение светов» («Кашф ал-асрар ва мукашафат ал-анвар»), «Невесты доказательства в истинах Корана» («ʿАраʾис ал-байан фи хакаʾик ал-Курʾан»), «Беседа тайн через доказательство светов» («Мантик ал-асрар би-байан ал-анвар»), «Истолкование экстатических речений» («Шарх аш-шатхийат»), «Жасмин любящих» («ʿАбхар ал-ʿашикин»), «Послание святости» («Рисала-йи кудсийа») и другие.

Особое значение имеет автобиография суфия, изложенная в сочинении «Раскрытие тайн». Здесь описывается визионерский опыт мистика, начиная с детских лет, его приближение к Богу и, в конце концов, неоднократное лицезрение Творца воочию в человеческом облике. В видениях мистику также являлись пророки, ангелы, святые.

Главный вопрос, занимавший Бакли, — превращение любви человеческой в любовь божественную и единение мистика и Бога. Единение происходит вследствие духовного переживания, которое вызывает красота. Будучи одним из атрибутов Бога, она является атрибутом существования. Все вещи несут в себе отблеск божественной красоты. После очищения (танзих) человек в состоянии созерцать божественную полноту ангельского мира (малакут), к нему приходит единое видение множества. Сердце мистика становится зеркалом этого мира. Он впадает в состояние запутанности (илтибас), отождествляемое с расстворением в Боге (фана’), созерцая, как в зеркале, множество вещей в единой истинной сущности Бога. Поскольку запутанность является важнейшей чертой экстатического суфизма, Рузбихан называет суфиев «людьми запутанности». Влюбленый сам превращается в любовь. Это единение созерцаемого и созерцающего, свидетельствуемого и свидетельствующего и есть утверждение божественного единства (тавхид). В отличие от единобожия, которому учит шариʿат, это тавхид для избранных (тавхид-и хасс-и хасс). На обыденном уровне он аналогичен неверию (такфир) и ереси (зандака).

Любовь имеет три уровня: человеческий, духовный и божественный. Последовательно проходя эти этапы, мистик приближается к Богу.

Изначально Бог, извечный свидетель (шахид-и кидам), нуждался в объекте свидетельствования. Через проявление (таджалли) божественных атрибутов красоты (джамал) и величия (джалал) был создан мир. Реакцией на них являются расширение (баст) и сжатие (кабз) сердца мистика. В процессе эманации-таджалли разум манифестирует себя через дух, дух — через сердце, сердце — через природу. Красота проявляет себя в мире через такие объекты, как небо, солнце, зеркало, огонь, ветер, яблоня, фиалка, красный цветок. Мир материальный — невеста мира божественных истин. Процесс познания Бога называется раскрытием (кашф), совлечением материальных, тварных завес.

Особое место в учении Бакли занимает вопрос о вечности и ее категориях. Еще в предшествующей суфийской традиции сформировалось представление о безначальности (азал) и бесконечности (абад), которыми Бог охватывает весь универсум. Бакли детально разрабатывает понятия безначальности, базирующейся на силе божественного предсуществования, и бесконечности — бесконечной вечности. Наряду с ними он использует более общий термин «вечность» (кидам). Этим понятиям противостоит временность (хадас), связанная с творением и существованием вещей.

Красота является откровением, которое несли в мир пророки — божественные самости (аʿйан). Сочетая мусульманскую профетологию и ангелологию, Бакли создал иерархию, на которой построил свою космологию.

Обладая обширным визионерским опытом, Рузбихан Бакли подробно проанализировал механизмы практик общения с Богом. В момент медитации (муракаба) в сердце мистика нисходит свет «проявления» (бади). В отличие от краткосрочного и эфемерного «проявления» «посещение» (варид) входит в сердце и упрочивается там, соприкасаясь с его самой потаенной частью (сирр, букв. «тайной»). Сирр является важнейшей составляющей человеческой природы, скрытой сущностью, находящейся между бытием и небытием. Экстаз (ваджд) определяется как сердечное постижение сладости встречи со светом предвечности. Центральное место в визионерской практике занимает свидетельство (мушахада) — «духовидение» Бога на уровне реального присутствия. Оно происходит в момент бодрствования, а не сна, как традиционные видения мусульманских мистиков — руʾйа. Мистический опыт осуществляется на пограничье между расстворением (фанаʾ) и пребыванием в Боге (бакаʾ).

Божественные истины могут быть выражены только в экстатических речениях (шатхийат). В сочинении «Истолкование экстатических речений» Бакли собрал все доступные суфийские шатхи и объяснил всю встречающуюся в них терминологию, а также откомментировал основной труд ал-Халладжа «Китаб ат-тавасин».

Рузбихан называет шатхами даже мистические высказывания о Боге. Опираясь на наследие экстатических суфиев, он разработал принципиально новую топику, основанную на метафорических литературных образах. Она потеснила схоластическую терминологию классических суфийских трактатов и легла в основу традиций иранского суфизма, яркое вербальное выражение которых представлено поэтическим творчеством ʿАттара, Санаʾи и Руми.

Литература: Шиммель А. М. Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. М., 1999; Corbin H. En Islam iranien. Aspects spirituels et philosophiques T. III. Les fidèles d’amour shî‘isme et soufisme, Paris, 1973; Ernst C.W. Rūzbihān Baqlī: Mysticism and the Rhetoric of Sainthood in Persian Sufism. London, 1996; Papan-Matin F. The Unveiling of Secrets Kashf al-Asrār: The Visionary Autobiography of Rūzbihān al-Baqlī (1128-1209 A.D.). Leiden, 2006.

Возврат к списку

pattern