slide slide slide slide
logo

Центр изучения Исламской республики Иран СПбГУ “Collegium Iranicum”

ал-Бистами, Абу Йазид (Байазид) Тайфур б. ʿИса (ум. в 848 или в 877-78) – крупнейший персидский суфий экстатического толка.

Родился на сев.-западе Ирана в г. Бистам в знатной семье. Его дед был зороастрийцем. Наставником ал-Бистами стал некий Абу ʿАли ас-Синди. Тот не знал арабского и ал-Бистами обучил его айатам Корана, необходимым для молитвы. За это Абу ʿАли научил его утверждению единства Бога (таухид) и божественным истинам (хакаʾик). На основании нисбы ас-Синди некоторые исследователи в прошлом полагали, что тот был выходцем из Индии и познакомил своего ученика с моническими идеями веданты. На самом деле Абу ʿАли родился в селении Синд ок. Бистама. Традиция, которой он следовал остается загадкой. При жизни ал-Бистами почти не покидал родной город. После смерти стал культовой фигурой для суфиев. Он получил прозвище Султан ал-ʿарифин (Владыка познавших). Как и подавляющему большинству выдающихся мистиков, суфийская традиция приписывала ему возможность совершать чудеса (карамат).

     От ал-Бистами дошло ок. 500 речений. Одна линия их передачи восходит к его племяннику Абу Мусе ʿИсе б. Адаму, другая  - к сторонникам суфия, лично посещавшим его, в первую очередь - Абу Мусе ад-Дайбули (Дабили). От ʿИсы б. Адама они попали к ал-Джунайду, который перевел их на арабский и откомментировал. Наиболее важным источником, содержащим описание жизни и учения суфия является Китаб ан-нур мин калимат Аби Тайфур (Книга света словес Абу Тайфура) Абу Фадля Мухаммада б. ʿАли ас-Сахладжи (ум. 1084). Многие изречения ал-Бистами дошли в суфийских антологиях, особенно у Абу Насра ас-Сарраджа, Абу ʿАбд ар-Рахмана ас-Сулами, Рузбихана Бакли и ʿАттара. Рузбихан Бакли включил его шатхи  в свой Шарх аш-шатхийат и снадбил их подробным комментарием. Популярность ал-Бистами была такова, что некоторые суфии приписывали ему чужие высказывания, чтобы подкрепить свои учения.

     Ал-Бистами свёл на нет подвижничество (зухд). Оно ничто по сравнению с мистическим познанием (маʿрифа) – важно не предаваться самоотречению, но пытаться как можно ближе приблизиться к Богу. Захид подобен идущему, а познающий – летящему. Он постоянно думает о Боге. Единая грань познания в сердце лучше, чем тысяча райских дворцов.

     Вместе с тем, в речениях ал-Бистами велико влияние традиции хорасанского благочестия. Суфий разделяет с захидами идею о беспредельном уповании на Бога (таваккул). Велико у него влияние идей «людей порицания» (см. Маламатийа). Полная молитвенная отрешенность не мешала ему утверждать, что он является семью абдалами (букв. «заместителями», скрытыми святыми) своего времени, объединенными в одном лице, что ад погаснет от одного его взгляда или что он потушит адское пламя подолом своего плаща. С другой стороны, ал-Бистами рьяно выступает против ученого богословия и книжных знаний.

     Приближение к Богу приводит мистика в восторг (галаба) и в состояние опьянение (сукр) любовью к Нему (ʿишк). Весь мир – видимость, которая исчезает перед лицом Абсолюта. В ходе этого процесса человеческое я теряется. Мистик становится зеркалом и отражает единственную реальность. В силу этого он сам  обретает божественные атрибуты.  В итоге мистик расстворяется в божественном Я (фанаʾ). Происходит единения с Богом (вахданийа). После этого человек начинает говорить от лица Бога. Такие речения называются шатхами носят экстатический и неприемлимый для большинства характер. Ал-Бистами приписывают ряд шатхов. Наиболее известны из них следующие: «Слава мне, слава! О, как я велик!» (субхани, субхани ма аʿзама шаʾни), «Я – это Он», «Ты - это я, я – это Ты!», «Я Бог, нет богов, кроме меня, поклоняйтесь мне!». Ал-Бистами требует себе похвалы от ангелов вместо Бога, заявляет, что Каʿба является ему и сама обходит вокруг него. Он фактически предстает соперником Бога: находит трон Творца пустым сам водружается на нем  в знак признания своей истинной сущности. На призыв муэдзина «Бог велик!» он отвечает: «Я более велик!».

     Некоторые исследователи видели в его учении индийское влияние. Они сравнивали его речения с тат твам аси (ты есть то) Упанишад, учение о фанаʾ с буддийской нирваной, об обмане  (худʿа) - к учению о майе. В настоящее время такие сравнения признаны беспочвенными.

     Ал-Бистами развивал теорию духовного миʿраджа – вознесения духа к Богу. С помощью нее он описывает свой мистический опыт. Ал-Бистами ввел термины лахут (божественная природа) и насут (человеческая). В своих речениях он постоянно прибегает к аллегориям (воспарившего к Богу мистика сравнивает с птицей, божественное единство – с древом, единение - с нарциссом).

     Богословы обвиняли его в пропаганде воплощения Бога в человеке (хулул). Ал-Бистами оказал огромное влияние на всю традицию экстатического суфизма, став эпонимом направления тайфурийа. 

Лит: Бертельс Е. Э. Избранные труды: суфизм и суфийская литература. М., 1965; Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / Пер. с англ. М.Г. Романова. СПб., 2004; Шиммель А. Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт М., 1999; Böwering G. Besṭāmī, Bāyazīd // Encyclopaedia Iranica. Vol. IV, Fasc. 2, p. 183–186.

Возврат к списку

pattern