slide slide slide slide
logo

Центр изучения Исламской республики Иран СПбГУ “Collegium Iranicum”

Абу Саʿид Майхани, Фазл Аллах б. Аби-л-Хайр Ахмад (967–1049) — влиятельный хорасанский суфий, автор первого сохранившегося устава суфийской общины. Родился в Майхане (Михане, Михне), небольшом хорасанском городке. Его отец был аптекарем, регулярно общался с суфиями и участвовал вместе с сыном в их радениях (самаʿ). Во время одного из радений юный Абу Саʿид познакомился со своим первым наставником, поэтом и мистиком Абу-л-Касимом Бишром Йасином (ум. 999). Юношей он отправился в Мерв, где изучал шафиитское право под руководством Абу ʿАбд Аллаха Хизри (ум. между 983 и 1000) и Абу Бакра Каффала (ум. 417/1026). Также изучал экзегетику, догматику и хадисы в Сарахсе под руководством шафиитского факиха Абу ʿАли Захира (ум. 999). Там Абу Саʿид встретил блаженного старца Лукмана ас-Сарахси, который свел его с суфием Абу-л-Фазлом Мухаммадом б. Хасаном ас-Сарахси. Он и стал наставником молодого человека. По приказу своего учителя Абу Саʿид вернулся в Майхану, где в течение пятнадцати лет предавался суровому подвижничеству как в пределах самого города, так и в его окрестностях. Иногда он навещал своего учителя. Позднее Абу Саʿид отправился в Амул к суфию ханбалитского толка Абу-л-ʿАббасу ал-Кассабу. После годового пребывания у него он получил «рубище благословения» (хирка-йи табаррук). После своего возвращения в Майхану Абу Саʿид обратился к суровой аскезе в своей келье и в доме своего отца.

В сорок лет Абу Саʿид обратился к самостоятельному проповедничеству. В Нишапуре, в квартале ʿАданикубан, он поселился в ханаке, основанной Абу ʿАли Тарсуси. В Нишапуре Абу Саʿида дважды посетил знаменитый суфий ханбалитского толка ʿАбд Аллах Ансари (ум. 1089). Там, вероятно, также он встречался с Ибн Синой. Сохранились тексты двух писем, которыми они обменялись. Всю оставшуюся жизнь Абу Саʿид поочередно проживал в Нишапуре и Майхане. Некоторое время он путешествовал по северо-восточному Ирану. Абу Саʿид намеревался совершить хаджж со своим сыном Абу Тахиром и женой, но задержался в Харакане у знаменитого суфия Абу-л-Хасана ал-Харакани (ум. 1033). После он отправился в Бистам для посещения гробницы Абу Йазида ал-Бистами. Скончался он в Майхане.

В период подвижничества главным принципом Абу Саʿида стало обуздание плотской души (нафс). Он начинал с подметания мечетей, чистки бань и отхожих мест. Абу Саʿид ввел в мистическую практику принцип служения бедным (хидмат-и дарвишан) Все добытые средства тратил на бедных, в том числе собирал для них милостыню. Через заботу о ближних Абу Саʿид проявлял любовь к Богу. Он считал, что для достижения состояния любви следует отречься от своей самости. Абу Саʿид сочетал преданность Богу с мягким отношением к миру. Среди форм аскезы Абу Саʿида были суровый пост и ночные молитвенные бдения. Абу Саʿид практиковал чилла-йи маʿкуса (сорокадневный пост, во время которого мистик подвешивает себя вверх ногами). Согласно суфийской традиции, он получил дар провидения (фирасат). Одновременно Абу Саʿид предавался со своими сторонникам суфийским радениям под музыкальный аккомпанемент с рецитацией поэтических текстов, танцами и публичным пролитием слез. В финале, в состоянии экстаза участники таких радений разрывали свои одежды. За это Абу Саʿид стал подвергаться обвинениям со стороны богословов и других суфиев.

В сорок лет Абу Саʿид оставил практику аскетизма. Он начал тратить все собранные средства на радения и трапезы, которые устраивал для своих последователей. От обильной пищи суфий располнел. Источники сообщают, что у него даже были долги.

Традиция приписывала Абу Саʿиду способность творить чудеса (карамат). Сам суфий называл чудесами любое действие мистика, доверившегося Богу. Почитание суфия вылилось в то, люди покупали брошенные им дынные корки, навозом из-под его коня мазали голову и лицо. Абу Саʿид часто использовал экспрессивные мистические речения (шатхийат). Самое известное из них: «Под моим рубищем нет никого, кроме Бога» (лайса фи джуббати сива-л-лах). Подчеркивая полное расстворение своего «я» в Боге, Абу Саʿид называл себя «никто сын никого» (хичкас ибн-и хичкас). Он несерьезно относился к внешним обрядам. Суфий никогде не был в Мекке, но утверждал, что Каʿаба сама являлась к нему по нескольку раз в день и совершала ритуальный обход вокруг его головы. Абу Саʿид называл себя киблой для людей.

Он стал первым суфийским наставником, от которого дошли записанные правила поведения суфийской общины. Они состоят из десяти пунктов и включают основные нормы общежития и поведения послушников. Позже Абу Саʿид дополнил устав описанием десяти качеств наставника и десяти качеств послушника.

Среди учеников Абу Саʿида особенно выделялось десять человек. Через свою жену Абу Саʿид вручил хирку женщине Иши Нили в Нишапуре. Не менее двух из пяти его тоже занимались суфийской практикой. Согласно традиции школы, своим преемником Абу Саʿида сделал Ахмад-и Джама Жандапила. Традиция Абу Саʿида существовала до 1154 г. Его гробница и ханака были разрушены гузами, вторгшимися в Хорасан. Во время их набега в Майхане было умерщвлено 115 человек из его рода.

Традиция приписывает Абу Саʿиду несколько сочинений, посвященных мистической практике, но их подлинность отвергается учеными. Это «Ал-Масабих», приписанный ему ʿАйн ал-Кузатом Хамадани, и «Макамат-и арбаʿин». Приписываемые Абу Саʿиду четверостишия-рубаʿи, имевшие широкое хождение в суфийской среде, тоже ему не принадлежат. Их подлинным автором является Бишр б. Йасин.

Первостепенными источниками сведений о жизни и речениях Абу Саʿида являются две персидские агиографии, написанные потомками шейха: «Жизнь и речения Абу Саʿида Абу-л-Хайра» («Халат ва суханан-и Абу Саʿид Абу-л-Хайр») Джамал ад-Дина Абу Рауха Лутф Аллаха и «Тайны единобожия в деяниях шайха Абу Саʿида» («Асрар ат-таухид фи макамат аш-шайх Аби Саʿид») Мухаммада б. Нур ад-Дина Мунаввара.

Литература:

Мухаммад б. ал-Мунаввар б. Аби Саʿид. Асрар ат-таухид фи макамат аш-шайх Аби Саʿид / изд. В. Жуковский. СПб, 1899; Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / Пер. с англ. М.Г. Романова. СПб., 2004; Шиммель А. Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. М., 1999; Böwering G. Abū Saʿīd Abiʾl-K̠ayr // Encyclopaedia Iranica. Vol. 1, Fasc. 4, p. 377-380; Meier F. Abu Saʿīd-i Abū l-Ḫayr Wirklichkeit und Legende. Teheran and Liège, 1976; Ritter H. Abū Saʿīd b. Abī ʿl-Khayr // The Encyclopаedia of Islam, Second ed., Leiden, 1999. Vol. I, p. 145b-147b.

 

Возврат к списку

pattern