slide slide slide slide
logo

Центр изучения Исламской республики Иран СПбГУ “Collegium Iranicum”

ʿАйн ал-Кузат (ал-Кудат) ал-Хамадани (Абу-л-Маʿали Абд Аллах б. Аби Бакр ал-Мийанджи) (1096/1098-1131) - выдающийся иранский суфий, яркий представитель  экстатического суфизма, создатель объемных трактатов, посвященных анализу экстатической проблематики. О жизни и смерти мистика известно крайне мало. Объяснения прозвища ʿАйн ал-Кузат (арабск. «источник судей», «образец для судей», «суть судей») отсутствуют в источниках. Известно, что судьями были отец и дед мистика. В молодости он сам претендовал на судейскую должность. С юности принимал участие в суфийских радениях. Его наставниками стали Мухаммад б. Хаммуйа и Ахмад ал-Газали. ʿАйн ал-Кузат активно преподавал и имел множество учеников. В результате дворцовых интриг в окружении сельджукского правителя Махмуда, племянника султана Санджара, ʿАйн ал-Кузат был брошен в багдадскую тюрьму. Был казнен перед школой, где преподавал. Официальным поводом казни послужило обвинение в ереси (зандака).

     Большинство ранних работ суфия утрачено, аутентичность ряда дошедших сочинений оспаривается исследователями. В молодости ʿАйн ал-Кузат написал пару традиционных богословских работ, в которых анализировалась такая традиционная проблематика как единобожие (таухид), пророчество (нубувва) и эсхатология (маʿад). Друзья обратились к молодому мыслителю с просьбой написать трактат с позиций рационального богословия. Тот погрузился в глубокие размышление, которые вывели его на чтение трудов Мухаммада ал-Газали. В результате ʿАйн ал-Кузат осознал, что знание слишком велико, а жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее по пустякам. Последовала переоценка приоритетов, в результате которой мыслитель стал следовать исключительно иррациональному мистическому методу познания. Важную роль в этом сыграл его наставник - Ахмад ал-Газали.

     Из аутентичных работ ʿАйн ал-Кузата следует назвать: Тамхидат (Пролегомены), Зубдат ал-хакаʾик (Сливки истин), Шаква-л-гариб ʿан ал-аутан ила ʿуламаʾ ал-булдан (Жалоба изгнанника ученым [разных] стран) (написана в багдадской тюрьме), Мактубат (Письма).

     ʿАйн ал-Кузат попытался систематизировать предшествующую теорию экстатического суфизма, взяв за опорную точку доктрину единения с Богом ал-Халладжа. Центральный вопрос его доктрины: каким образом осуществляется переход от «знания достоверности» (ʿилм ал-йакин) к «достоверности как таковой» (ʿайн ал-йакин). Главными категориями в этои подходе стали «раскрытие» (кашф) и «вкушение» (заук) – пути иррационального познания Бога.

     Анализируя доктрину ал-Халладжа, ʿАйн ал-Кузат противопоставил воплощению Бога в человека (хулул) полное единение с Богом (иттихад) как высшую стадию, которой может достичь мистик. Единство любящего (мистика) и возлюбленного (Бога) нельзя назвать воплощением одного в другом.

     Постоянно подчеркивая то, что в любовном экстазе мистик не может контролировать рассудок, ‘Айн ал-Кузат тем самым оправдал практику шатхов (экстатических высказываний).

     Во время единения с высшей реальностью происходит внетелесная смерть. В результате мистик приобретает способность преодолевать связь с телом. Душа приобретает не только опыт присутствия в видимом мире, но также в «загробном состоянии» и в «состоянии воскрешения». Мистик, переживающий смерть еще при жизни, обладает способностью странствовать по этим сферам. Главным признаком причащенности к сокрытому является способность творить чудеса (карамат).

     Как и у прочих экстатических суфиев важную роль в учении ‘Айн ал-Кузата играет любовь. Это - основа творения, бытия, жизни и смерти. Низшая или «малая» любовь - любовь человека к Богу. Высшая или «большая» - любовь Бога к человеку. Существует и «средняя» любовь, о которой можно говорить только тайно и намеками.

    Вослед ярким представителями экстатического суфизма Айн ал-Кузат характеризовал свое вероубеждение как ересь (зандака) - особый вид веры, воспринимающейся с точки зрения внешней стороны религии и ее ревнителей, т.е. теми, кто не достиг понимания Божественного единства, стоящего над всеми различиями.

     Наиболее известный и оригинальный пункт учения ʿАйн ал-Кузата - совпадение противоположностей в божественном Абсолюте. Опираясь на нее, мистик развил многоуровневую концепцию веры (иман) и неверия (куфр), базирующуюся на различии видения лика Бога. ʿАйн ал-Кузат приписал исчезновению в Боге (фанаʾ) статус неверия, а пребыванию в Боге (бакаʾ) – веры, подчеркивая их чередование в рамках мистического опыта. Концепция озарения божественным светом развита в теорию световых эманаций. Проявление Божественного света имеет двойственную, дихотомическую природу. Исходя из двух основных атрибутов, красоты (джамал) и величия (джалал) ʿАйн ал-Кузат говорит о проявлении этих атрибутов в виде двух контрастных светов: солнечного света Мухаммада и лунного света Сатаны (Иблиса). Солнечный свет – тень Бога, лунный – отражение солнца. Источником этой идеи стало учение Ахмада ал-Газали, который тоже говорил о черном свете Сатаны и зороастрийский дуализм, влияние которого сам ʿАйн ал-Кузат не отрицает.

     Мир вещей – отражения дуалистичной «игры теней». Человек включает в себя и свет и тень. С одной стороны, он является хранилищем Божественного света, с другой, - созданием из плоти и крови. Так объясняется соотношение в мире зла и добра, имеющих один Божественный корень. С другой стороны, многозначность мира порождает разнообразие религий (позже эта идея получит развитие у Джалал ад-Дина Руми). Все религии «стоянками» на пути к постижению Бога. Но некоторые ошибочно считают их конечными пунктами назначения.  

     ʿАйн ал-Кузат, наравне со своим учителем Ахмадом ал-Газали, уделял суфийским радениям (самаʿ) первостепенное место в суфийской практике.

     Интерес к ʿАйн ал-Кузату возник в Индии, в братстве чиштийа. Главным его комментатором стал индийский суфий Мухаммад б. Йусуф Гисудараз (ум. 1422), составививший комментарий на основное сочинения ʿАйн ал-Кузата Тамхидат. Гисудараз ввел его тексты в круг обязательных для своих учеников. Активно использовал идеи ʿАйн ал-Кузата современник Гисудараза, Масʿуд Бакк. Благодаря Мирану-джи Хусайну Худанама (ум. 1668) Тамхидат с комментариями Гисудараза был переведен на дакхини (южный хиндустани). В суфийской традиции на дакхини имя и идеи ʿАйн ал-Кузата часто приписывались Ахмаду ал-Газали. Комментарии на работы ʿАйн ал-Кузата до сих пор пользуются популярностью среди ученых суфиев братства чиштийа.

Литература: Бертельс Е.Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская ли­тература. Т. 3. М., 1965; Böwering G. ʿAyn-al-Qożāt Hamadānī // Encyclopaedia Iranica. Vol. III, Fasc. 2, p. 140-143; Dabashi H. ʿAyn al-Quḍāt Hamadānī and the Intellectual Climate of his Times // History of Islamic Philosophy / Ed. by S.H. Nasr. Oxford, 2002, р. 374-433; Ernst C.W. Words of Ecstasy in Sufism. Albany, 1985; Papan-Matin F. Beyond Death. The Mystical Teaching of ʿAyn al-Quḍāt al-Hamadhānī. Leiden, Boston, 2010.   

Возврат к списку

pattern